четверг, 17 сентября 2009 г.

Когнитивный диссонанс

Есть такое явление - когнитивный диссонанс. Это когда у человека есть определенная картина мира, которой он всецело доверяет. Но тут вдруг хрясь - происходит что-то, что приводит его в полнейшее замешательство. Что-то, что напрочь рушит привычную картину мира. Человек в старую картину мира уже не верит, а новую принять никак не может. Так и зависает между двумя мирами. Первое появление вертолета с геологами в отдаленном чукотском поселении вызывало у чукчей, уверенных, что в мире есть только чукчи, олени и тюлени, видимо, похожие эмоции.
У меня есть ощущение, что нечто подобное посетило и боссов Т2.

Сегодня сайт Тele2.com бодро объявил новые цели для своих подразделений, в том числе для России. Только непонятно, как эти цели выполнить. Читаем чудесный пресс-релиз http://hugin.info/133413/R/1341904/321053.pdf

Stockholm - Tele2 AB, ("Tele2"), (NASDAQ OMX Stockholm: TEL2 A and TEL2 B), today announced new financial targets for its Russian operations.
- Tele2 expects its customer base in Russia to be able to reach the range of 18-19 million customers by year-end 2011, thanks to the roll-out of new regions.
- EBITDA margin for the total Russian operations should evolve from 25 to 30 percent between 2010 and 2011.
- EBITDA margin of old regions should evolve from 40 to 45 percent between 2010 and 2011.
- EBITDA margin of new regions should reach break even two years from commercial launch.


Итак, эти ребята ожидают к концу 2011 года рост абонентской базы в России до 18-19 млн, рост ЭБИТДЫ по России с 25% до 30% и рост ЭБИТДЫ в старых регионах с 40% до 45% уже в середине следущего года. При этом новые регионы должны выйти в плюс через два года после коммерческого старта.

Вообще, что-то у парней замкнуло видимо. Т2 задумался о доходности. А как-же "дискаунтер"? Как-же "всегда дешевле"? И вообще, что это? Затянувшийся процесс самоидентификации? Типа, кто мы в этом мире? :)

Зададимся вопросом - КАК выполнить эти цели? 
Ну допустим, 18-19 млн абонентской базы еще можно наколотить - фигли там, разбрасывай симки (одну покупаешь - три в подарок) и все дела. Одно плохо - ЭБИТДУ такие раздачи не повышают. ЭБИТДУ увеличивает либо сокращение операционных затрат (при этом мы помним, что Т2 всегда поет о том, что затраты у него минимальные - тендеры на все, боссы не летают бизнес-классом и прочая лабуда), либо повышение доходности бизнеса. Если затраты действительно минимальные и их сократить уже нельзя, получается выход один - повышать доходность бизнеса. Вот тут начинается самое интересное. Вариантов собственно два:
1. Повышение цен для старых филиалов. Сегодня старые филиалы (вроде Омска, где цены и так запредельные) кормят только что запущенные филиалы. Нагрузка на них и так большая. Будет еще больше.
2. Свертывание демпинга в новых филиалах, т.к. их хреновое финансовое состояние сказывается на ЭБИТДЕ всей России (помним - она должна вырасти с 25% до 30%). Значит, всякие там "Нокауты" с ценами ниже интерконнекта накрываются медным тазом. А как без демпинга продавать откровенно никакой продукт на рынке 2009 года с проникновением в 140% я не знаю.

Теперь зададимся вопросом - ЗАЧЕМ ставить России такие суровые цели?
Ведь раньше жили же как люди? Говорили про "европейского дискаунтера", "ИКЕЮ на рынке коммуникаций" и "уникальную шведскую бизнес-модель"? А затем, что кушать хочется. Европейский бизнес Т2 медленно, но верно вылетает в трубу. При этом Прибалтика бежит впереди всей компании. За счет чего жить? Как кормить всю эту европейскую пизд...братию? А за счет России.

Причем тут когнитивный диссонанс?
При том, что Т2 вроде как "дискаунтер" и "ведущий европейский альтернативный оператор", который типа всегда держит самые низкие цены. Но при этом "дискаунтер" должен продемонстрировать рост доходности на рынке, где уже непонятно как расти. Типичный когнитивный диссонанс: то есть мы конечно и "дискаунтер" с низкими ценами. Но мы и компания с высокой доходностью. Непонятно за счет чего, если цены самые низкие :)
Вот такие пироги с котятами.

________________

А теперь представьте какого-нибудь директора Брянского филиала Теле2 г-на Шихту. Или директора Тамбовского филиала г-на Садыкова. Продаж нет. Тарифов дешевых скоро не будет. Дилеры ропщут, мол, где наши деньги? Боссы московские каждый день дрючат за квелые продажи. Теперь вот цели нарисовали запредельные. Половина филиала сидит на договорах как аутсорсеры и каждый день ждет сигнала на вылет. В общем, обстановка нервная. А нервы не железные...

Комментариев нет:

Отправить комментарий